Особенности памяти в пожилом возрасте

28.09.2021

Особенности памяти в пожилом возрасте.

• Упражнения для развития памяти и внимания 

Снижение памяти происходит, когда мозг по какой-то причине перестает правильно утилизировать информацию: либо не записывает информацию туда, где она должна храниться, либо записывает, но не может воспроизвести.

Память у пожилых людей: Снижение памяти обычно наблюдается после 50-ти лет, а уже к 65-ти годам память снижается почти у половины людей.  Это так называемое нормативное старение, то есть закономерное изменение головного мозга, которое не является диагнозом.

Причины ухудшения и снижения памяти и концентрации внимания:

Дезорганизация или истощение нервной системы на фоне недосыпания или длительного стресса. В таком случае ухудшение памяти происходит из-за того, что нервная система «зависает» и «застревает» в защитных реакциях. Такое нарушение памяти обратимо и лечится довольно успешно. 

Потеря клеток головного мозга вследствие органических нарушений при таких заболеваниях, как дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП), болезнь Альцгеймера, токсическая энцефалопатия, посттравматическая энцефалопатия и др. Прогноз восстановления памяти в таком случае зависит от обратимости основного заболевания и требует более активного лечения.

Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов (синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит). В таком случае происходит нарушение питания гиппокампа (хранилища краткосрочной памяти). Такое нарушение памяти обратимо, пока живы и функционируют клетки гиппокампа (лечение нужно начинать как можно раньше).  Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность.

Нарушение ВНИМАНИЯ в пожилом возрасте сопровождается и снижением ПАМЯТИ. Это вызвано целым рядом возрастных изменений. В пожилом возрасте люди часто страдают сосудистыми и дегенеративными заболеваниями, которые сопровождаются нарушением памяти.

Виды нарушения ВНИМАНИЯ: порхающая рассеянность (рассеянное внимание); старческая рассеянность (рассеянность с неспособностью переключаться); невнимательность ученого (чрезмерная концентрация внимания с неспособностью быстро переключаться); специфические нарушения, если они касаются только одних видов внимания или памяти; модально-неспецифические нарушения внимания, когда одновременно возникают дефекты зрительных, слуховых, тактильных и двигательных анализаторов.

  • Симптомы нарушения вниманиясуетливость, неусидчивость, чрезмерная импульсивность и возбудимость; частая смена деятельности; неспособность концентрации на действии; забывчивость. При обнаружении нескольких симптомов не спешите ставить себе диагноз, но если они повторяются часто и конкретно, тогда стоит обратиться к врачу.
  • Лечение нарушения концентрации внимания: методы психолого-педагогической коррекции, прием стимуляторов мозговой активности и неотропных препаратов, различные упражнения для развития концентрации, иглорефлексотерапия, получение полезных питательных веществ.
  • Умственная деятельность влияет на улучшение памяти пожилых людей. В пожилом возрасте память ухудшается из-за того, что ежедневно погибает сорок тысяч нервных клеток, то есть масса мозга постепенно уменьшается до 70% от максимального веса.
  • Но человек на протяжении жизни использует всего 10% мозга, поэтому, если даже 30% клеток мозга умирает, все равно остается много
  • Человеческий мозг может увеличиваться в любом возрасте. Этому способствует умственная деятельность, которая влияет на увеличение кровоснабжения клеток мозга.
  • Таким образом, если у пожилых людей развивать мозг, то можно улучшить память.

Считается, что самым лучшим профилактическим средством для улучшения памяти у пожилых людей, является изучение иностранных языков.

* Нужно также стараться избегать стрессов, которые снижают внимание и ухудшают память.

  • Питание для мозга в пожилом возрасте.

Улучшению памяти у пожилых людей способствует низкокалорийная диета. Такая диета способна улучшить память на 20%.

  • Но больше всего для хорошего питания мозга и улучшения памяти в любом, а особенно в пожилом возрасте, нужна глюкоза, которая повышает способность мозга удерживать информацию. Повышение глюкозы в крови омолаживает память, но у пожилых людей способность усваивать глюкозу падает.

  • Препараты ноотропы, усиливая снабжение мозга кровью, повышают снабжение мозга кислородом и помогают лучше усваивать глюкозу, улучшают, таким образом, память, концентрируют внимание и повышают умственные способности. Прежде чем принимать препараты, улучшающие память, посоветуйтесь со своим врачом!

  • Польза физических упражнений. Для хорошей работы мозгу необходим кислород, а для этого необходимо вести активный образ жизни. Очень полезны ежедневные часовые прогулки и физические упражнения. Ходьба также увеличивает поступление в мозг глюкозы и, насыщая кровь кислородом, способна «очищать» голову, и снижает риск возникновения инсульта.

Здоровье человека зависит от активных действий, а не от сидения перед телевизором или за компьютером. Малоактивный образ жизни постепенно ведет к нарушению кровоснабжения и тромбозу вен.

Физические упражнения необходимо включать в свой образ жизни, так как они не только ускоряют психомоторные процессы, но и замедляют процессы старения.

Особенно полезными могут оказаться для мозга циклические упражнения вроде ходьбы, легкого бега, плавания и езды на велосипеде.

Во время циклических упражнений происходит насыщение крови кислородом, который поступает к клеткам головного мозга, способствуя нормализации мыслительных процессов. Производительность мозговых клеток увеличивается, а продукты жизнедеятельности удаляются гораздо быстрее. Интересно, что исследования показали повышенную способность пожилых и молодых людей, занимающихся циклическими видами спорта, к обучению, концентрации внимания и абстрактному мышлению.

При умеренных физических нагрузках, риск возникновения инсульта и др. заболеваний также становится значительно ниже.

Отделение профилактики «Центр Здоровья» желает Вам дерзновения и старания, чтобы сохранить свое долголетие и качество жизни.

 Упражнения для развития памяти и внимания

  • Методика «10 слов» Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью.

После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.

Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

Оценка результатов Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.

  • Упражнения для концентрации внимания Упражнение «Линия» Задача - на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении - делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.
  • Упражнение «Куда направленно моё внимание» Время от времени спрашивайте себя самого: *Что я сейчас делаю? *Зачем я это делаю? *Туда ли я сейчас вкладываю свои ресурсы? *Я уверен, что это мне надо делать?  *На что сейчас уходит мое время?  *Стоит ли мне продолжать в это вкладываться?  *Это действительно мне сейчас требуется?

Для того, чтобы не забывать это делать, полезно повесить крупными буквами перед глазами несколько таких вопросов из этого списка. Вы невольно будете их вспоминать и контролировать свои ресурсы и внимание. Учитесь видеть себя самого!

  • Упражнение «Рефлексивное чтение» Упражнение заключается в том, чтобы полностью сконцентрироваться на тексте, полностью погрузиться в него своим вниманием, вчитываться без отвлечения в каждую строчку, искать и находить все, что сюда заложил писатель. Читайте в удобном темпе, не ставьте рекордов, а ставьте задачу вдуматься во все смыслы и нюансы.
  • Упражнение «Дыхание» — Это хорошее упражнение не только для повышения сосредоточенности перед важным делом, но и для оперативного устранения лишнего волнения, например, перед публичным выступлением. Чуть более глубоко дыша, концентрируетесь на процессе дыхания. Подробно следите мысленным взором, как воздух проникает через дыхательные пути в ваши легкие, медленно наполняет и расширяет их. А затем, после паузы, столь же медленно покидает, проходя в обратном направлении. Время выполнения - по обстоятельствам. Работать 3-5 минут.
  • Упражнение «Дальтоник». При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано. Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий. Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.

  • Упражнение «Гладь озера» Особенно эффективно для снижения лишней эмоциональности и внутреннюю сосредоточенность. Представляете перед мысленным взором абсолютно тихую безветренную гладь озера. Поверхность озера совершенно спокойная, безмятежная, гладкая, отражающая прекрасные берега водоема. Вода озера зеркальная, чистая, ровная, отражающая синее небо, белоснежные облака и высокие деревья. Вы просто любуетесь гладью этого озера, настраиваясь на его спокойствие и безмятежность. Работать 5-10 минут, можно описывать картинку мысленно перечисляя всё, что на ней нарисовано.
  • Упражнение «Четки» Старинный восточный способ сосредоточения и устранения беспокоящих мыслей. Не спеша перебираете четки, полностью сосредоточившись на этом занятии, направляя свой фокус внимание только на сам процесс. Слушаете свои ощущения в районе контакта с пальцами и погружаетесь в них, достигая спокойствия и осознанности. Если нет четок, можно их заменить прокручиванием больших пальцев. Скрестите пальцы вместе, как это в задумчивости делают многие люди, и прокручивайте большие пальцы, сконцентрировавшись только на этом процессе.
  • Упражние «Кинолента» На внутреннюю сосредоточенность и упорядочение эмоциональности. Представьте, что вы смотрите видеозапись сегодняшнего (или вчерашнего) дня своей жизни - со стороны, как в кинозале. Вспоминайте во всех мельчайших подробностях, как прошел день. Как встали, что делали утром, готовились к выходу из дома, как вышли, какие были мелкие и значимые события всего дня, с кем и о чем говорили, что было ближе к вечеру. Вспоминайте тщательно и подробно, стараясь не упустить ни одной картинки. Если сейчас вас ждет важная встреча или переговоры, еще раз мысленно прокрутите самые важные, ключевые тезисы и позиции, на которых вы будете строить свою беседу.
  • Упражнение «Сфинкс» При внешней простоте это более трудное— упражнение, чем предыдущее. Необходимо находиться на стуле абсолютно спокойно, совершенно неподвижно, не шевелясь, останавливая любые непроизвольные мускульные движения. Состояние расслабленное, напрягаться не требуется. Мысли отпустите, позвольте им также расслабленно приходить и уходить, специально никуда не направляя. Хорошо, если вы добьетесь комфортного неподвижного состояния мудрого сфинкса в течение 15 минут.

Выполнение этих рекомендаций позволит долго сохранять ясное мышление, острый ум и отличную память.