Зарядка для ума

16.06.2023

Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

1) Тест Струпа

Перед началом тестирования пройдите подготовку к нему. Называйте вслух цвет слов, делая это как можно быстрее. Будьте внимательны: вы должны не читать слова, а называть их цвет. Если ошибетесь, назовите цвет еще раз. (Пример: если написано «красный», говорите «синий», если «красный», говорите «зеленый», если «красный», говорите «красный».)

Сначала потренируйтесь на одной строке.

Правильные ответы: синий, желтый, красный, зеленый, желтый.

Теперь приступайте к упражнению. Впишите время начала тестирования и называйте цвет слов так же, как при подготовке. Когда закончите упражнение, впишите время завершения и то количество минут и секунд, которое вам потребовалось.

Тест Струпа оценивает совместную работу передних частей лобных долей левого и правого полушарий. Скорость его выполнения зависит от индивидуальных особенностей, поэтому никакие временные рамки не устанавливаются.

При выполнении теста задействуются оба полушария мозга одновременно и возникает конфликт между зрительным и логическим восприятием.

Это укрепляет межполушарные связи и отлично тренирует восприятие и концентрацию.

2) Таблица Шульте

Тренирует ум и память, что также полезно в качестве профилактики болезни Альцгеймера. Повышает скорость восприятия и обработки информации. Развивает периферийное зрение.

Найдите число 19 и сконцентрируйтесь на нем в течение минуты. Начните искать числа от 1 в порядке возрастания. Еще лучше составлять таблицу самому, расставляя числа в произвольном порядке.

Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.

3) Знаки пальцами

У людей - мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.

Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой – «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был «мир» стал «ок», на левой – «ок» превратился в «мир». Повторяйте упражнение 10–15 раз.

Чтобы немного упростить задачу, выполняйте упражнение неспеша, постепенно ускоряясь.

Польза: включает взаимодействие правого и левого полушарий, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.

4) Синхронное письмо двумя руками одновременно

Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим. Возьмите два листа бумаги и два карандаша. Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов.

Польза: упражнение помогает справляться с решением сразу нескольких задач, стимулирует одновременную работу правого и левого полушария.

Для получения быстрого и положительного эффекта уделяйте этим упражнениям по 20–30 минут два-три раза в день. Выполнять их стоит до тех пор, пока не дойдете до автоматического исполнения. Как только они стали даваться вам с легкостью, переходите к другим задачкам. 

Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.

5) Игра "Поле слов"

В горизонтальных или вертикальных рядах букв нужно отыскать слова.

ОТВЕТЫ: ТОК; ЛОТ; РАБ; ОМ; СЛОН; ЛОНО; СОК; ТАРА; АР; НОТА; ТАЗ; ЭРА; ЛОСЬ; ОСЬ; ОМЛЕТ; ЛЕТО; ТРОС; РОСА; ОСА; НОРА; ОР; БОК; ОКА. 

6) "Математика"

При помощи спичек или счетных палочек ведущий выкладывает верные или неверные математические равенства. Затем предлагает убрать или переложить несколько палочек так, чтобы исправить ошибку или составить новый правильный пример. 

7) Упражнения "Пальцовки"

Упражнения выполняются пальцами обеих рук и поэтому называются «пальцовки».Пальцовка №1. Исходное положение: руки перед собой пальцы направлены вверх и максимально выпрямлены. На каждой руке кончик указательного пальца соединяются с большим. Похоже на жест – О’кей.

Теперь одновременно обеими руками делаем достаточно сильное нажатие большим пальцем на кончики других пальцев по порядку – средний, безымянный, мизинец. Как только дошли до мизинца – возвращаемся также назад до указательного. Пальцы, которые не участвуют в нажатиях – стараемся насколько можно выпрямить. Это важно. Делаем минимум 3 таких прохода вперед-назад.

Пальцовка №2. Это незначительное видоизменение первой пальцовки. Но выполнять ее намного сложнее, поскольку здесь уже необходима согласованность полушарий головного мозга.

Исходное положение: на одной руке с большим пальцем соединен указательный, а на другой – мизинец.

Теперь начинаем одновременно на обеих руках нажимать большим другие пальцы по порядку. На разных руках получается движение навстречу. На одной от указательного к мизинцу, на другой от мизинца к указательному. Также делаем минимум 3 прохода.

Пальцовка №3. Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой. И одновременно указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Теперь те пальцы, которые ниже разнимаем, переводим наверх и снова делаем нажатие. И так дальше по циклу. Получится так называемая «дорожка». Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Пальцовка №4. Это видоизменение пальцовки №3. Теперь большой палец правой руки нажимает не только на указательный палец левой руки, но и на все остальные по порядку до мизинца и обратно. А большой палец левой руки при этом продолжает нажимать только на указательный палец правой руки. Делаем три прохода и после этого меняем руки ролями. Теперь большой палец левой руки нажимает по порядку на все пальцы правой. Вместе с пальцовками, точнее после них, я вам рекомендую выполнять еще одно простое упражнение с близким эффектом.

Надо взять 2 достаточно длинных палочки.  Теперь берем одну из палочек и ставим на указательный палец или центр ладони, отпускаем вторую руку и стараемся удержать палку в равновесии в вертикальном положении. С этим обычно никто особых проблем не испытывает. Но теперь необходимо взять вторую палочку и поставить ее на другую руку. И теперь удерживать равновесие сразу двух палочек! 

8) Тест на запоминание слов

Перед вами 30 слов, состоящих не более чем из трех слогов. За 2 минуты нужно запомнить, как можно больше. По истечении времени за 2 минуты запишите то, что запомнили. Каждое правильно записанное слово дает вам 1 балл. С помощью этого теста можно определить, как функционирует передняя часть лобной доли левого полушария, отвечающая за краткосрочную память.  

Гимнастика мозгаэто специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, дополненные разработками нейропсихологов. Они снимают стрессовые телесные зажимы, помогают "включить" и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливают проводимость сигналов между мозгом и другими частями тела.

Нейрогимнастика – это доступный комплект упражнений, выполнение которых не привязано к какому-нибудь месту или времени, т.е. выполнять их можно тогда, когда вам удобно. Но, чтобы добиться хороших результатов, тренироваться нужно каждый день хотя бы по 5-7 минут.

Примеры упражнений

Существует достаточно много различных упражнений, которые с успехом используются как для детей, так и для взрослых. Перечислим несколько из них.

  • Упражнение "Перекрестные шаги". Шагаем на месте, касаясь правым предплечьем левого бедра и наоборот. Нужно стараться нести плечо к бедру, а не локоть к коленке. Во время выполнения упражнения необходимо, чтобы губы были расслаблены. На первых порах необходимо выполнять упражнение медленно, чтобы прочувствовать свое тело.

  • Упражнение "Слон". Встаем прямо, немного сгибаем ноги в коленях. Нужно прижать правое ухо к правому плечу и вытянуть правую руку вперед. Этой рукой нужно нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку, начиная от центра и вправо-вверх. Нижняя часть туловища должна оставаться неподвижной, при этом глазами нужно следить за кончиками пальцев. Выполняем упражнение для обеих рук.

  • Упражнение "Ленивые восьмерки". Встаем прямо, ноги ставим на ширине плеч. Вытягиваем перед собой правую руку (кулак сжат, большой палец выпрямлен). Смотрим на кончик пальца. Начинаем движение вправо-вверх, рисуя перед собой пальцем в воздухе горизонтальную восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одном уровне со срединной линией тела. Повторяем упражнение несколько раз, после этого меняем руку. Затем сцепляем руки в замок, большие пальцы должны быть перекрещены и опять рисуем восьмерку в воздухе, но двумя руками. Голова должна оставаться неподвижной, следим за движениями глазами.

  • Упражнение "Сова". Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.

  • Упражнение "Заземлитель". Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).

  • Упражнение "Сгибание стопы". Оно способствует быстрому включению языковых функций мозга. Садимся на стул, кладем правую стопу на левое колено. Начинаем массировать места напряжения мышц в лодыжке, икре под коленом. Одновременно с этим нужно сгибать ступню к себе и от себя. Повторяем с обеими ногами.

  • Упражнение "Кнопки мозга". Кладем правую руку на пупок, левую – на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.

  • Упражнение "Энергетическая зевота". Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – 1-2 минуты.

  • Упражнение "Кнопки Земли". Перед выполнением упражнения нужно прикоснуться двумя пальцами правой руки к точкам, которые расположены под нижней губой. Левая рука при этом должна прикоснуться верхнего края лобовой кости. Делаем вдох, продолжаем дышать ровно и глубоко, держа при этом руки на точках.

  • Упражнение «Крюки». Встаем прямо, ноги скрещены. Руки вытягиваем перед собой, перекрещиваем и соединяем ладони в замок. Сгибаем локти, выворачивая кисти вовнутрь, прижав их к груди таким образом, чтобы локти были направлены вниз. Язык прижимаем к нёбу за верхними зубами, взгляд направлен вверх. Дышать нужно ровно и спокойно. Далее расставляем ноги на ширину плеч, голову наклоняем вперед, глаза опускаем. Руки лодочкой внизу. Пальцы должны касаться друг друга. В таком положении стоим не более одной минуты.

  • Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

  • Упражнение «Ухо-Нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

  • Упражнение «Позитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).
  • Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3.